Тимофей Ляпин

  • Я самоучка. Когда мне было 14 лет, я пытался научиться играть — но у меня «не получилось». Я сломал гитару, пытаясь выучить одну из самых сложных гитарных композиций — «Легенду» Исаака Альбениса.

    Сейчас я понимаю, что у меня получалось довольно хорошо, но я сломал гитару своего учителя, и брать у него новую было как-то совсем неловко. О самостоятельном обучении я почему-то не думал.

    После школы в моём окружении стали чаще появляться гитаристы, и в один прекрасный момент мой друг показал мне, как играть «Забери» Сергея Бабкина. Она играется одним пальцем, который зажимает бас, и очень простым перебором.

    У меня получилось сразу, и это было очень приятно. Мне так понравилось, что я продолжал играть эту мелодию десять лет, постоянно импровизируя и добавляя что-то новое от себя. Кроме того, в самом начале я узнал два аккорда — E и A, — которых вполне хватало, чтобы играть душевный блюз.

    Однажды утром после пьянки на слёте музыкантов блюзмен с низким голосом и в шляпе показал мне, что «вот тут можно ещё мизинчиком делать» — и это стало для меня прорывом.

    Следующий такой прорыв произошёл на занятии с моим нынешним учителем. Он довольно долго нёс какую-то ценную информацию, из которой я осознал следующий факт: у гитары есть гриф, и на нём можно ставить какие-то аккорды.

    Где-то через год после этого знакового события (уже после того, как я начал учить людей играть на гитаре) я решил, что неплохо было бы выучить ноты. И тут меня прорвало. За нотами пошли аккорды, тональности, гармонические обороты…

    Музыкальная теория, которую я так сильно не хотел учить (и правильно делал, молодец) в итоге оказалась для меня источником ценной информации, в котором можно найти ответы на интересующие меня вопросы.

    Я впитывал знания, как губка. Меня было не остановить. Работа, друзья, девушка, сон, еда, здоровье — всё шло к чертям. Соседи засыпали и просыпались под мою музыку. Крыша ехала конкретно.

    Полученные знания я перерабатывал и формулировал так, чтобы было понятно моим ученикам. В какой-то момент этих знаний оказалось достаточно, чтобы устроиться на работу преподавателем гитары.

    Уже год я одержим идеей открытия своей школы, но всё время то денег нет, то работать надо, то сами понимаете — причины могут быть любые. И я много раз сильно обламывался, но сдаваться не собираюсь. Идея — супер, у меня хорошо получается, и я чувствую, что для этого создан.

    Моя цель — разработка методики для самостоятельного изучения музыки с помощью учителя. Её основное отличие от классической в том, что ученика не нужно бить палкой, если занятие ему интересно.

    Основа философии этой методики в том, чтобы учить людей учиться, и не навязывать правильную точку зрения, а предлагать её в качестве одного из гармоничных вариантов.

    Правила можно нарушать, и часто это бывает красиво. Учитель может ошибаться. Вся современная музыкальная теория может быть одной сплошной ошибкой — и порой мне кажется, что это действительно так.

    Мне нравится жить с такими убеждениями. Это даёт свободу для творчества и развития. Великие открытия часто совершались наперекор общепринятым и доказанным законам. И я надеюсь, что пару-другую таких открытий удастся сделать и мне.